меняя ремешок ГРМ своими руками впервые, я наделал кучу ошибок, от кототрых хотел бы предостеречь вас, коллеги-маздоводы. Двигатель FP после замены ремня дядей Колей (сразу после покупки мазды) проработал более 30000км без особых проблем, но работал шумновато, как показало сравнение с аналогичными моторами др. мазд - лёгкий рокот из под крышки ремня и довольно звонкий лязг под клапанной крышкой в зоне трамблёра. В сущности, как показало вскрытие, как раз и лязгали между собой ведущая косая звёздочка на конце распредвала и ведомая звёздочка привода трамблёра из-за неравномерного вращения распредвала, вследствие абсолютно не натянутого ремня. дело в том, что натяжной ролик здесь не фиксируется в определённом положении, а находится в подвижном состоянии и давит на ремень, только под усилием небольшой натяжной пружинки, которая оказалась растянута до такой степени, что не оказывала, практически, никакого усилия на ролик, ролик был почти полностью ослаблен. И, несмотря на это, лязгая и рокотая, двигатель тягал мазду 30 000км без проворотов звёздочек, обрыва ремня и прочих сюрпризов!
Не буду описывать порядок работы - сам делал всё по мануалу, опишу трудные места и ошибки, как смогу. Вопреки ожиданиям, снятие опоры двигателя, замена ремня и роликов, выставление по меткам, дались мне намного легче, чем такие вспом. работы, как снятие половинок защитной крышки ремня и шкива помпы! шкив помпы лучше снять сразу, т.к. он не даст вам заменить направляющий ролик, да и вытащить нижнюю половинку крышки ремня будет значительно проще. Я этого не сделал сразу и пожалел.
Шкив помпы крепится четырьмя болтами, которые проще открутить, когда ремень помпы и генератора ещё натянут - легче удерживать шкив от проворачивания, хотя бы - сорвать. Вообще, места между лонжероном и крышкой ремня очень мало - пятисантиметровая щель, где очень неудобно работать рукой с ключом. Упростило бы работу, на мой взгляд, применение плоского воротка с трещёткой и невысокой головки на 10 для выкручивания болтиков половинок крышки ремня.
Снять ролики несложно, после того, как их болты сорваны (закручены на стопорном клею, ИМХО) пружинка натяжного ролика снимается самодельным крючком из проволоки. затем нужно поставить только направляющий ролик, выставить шкивы по меткам, установить ремень, затем вдвоём - помощник подтягивает ремешок от места установки натяжного ролика ручками, вы ставите на место натяжной ролик, попадаете и затягиваете его болт. После этого нужно поставить пружинку: помощник снизу шестигранником натягивает ролик, вы ставите пружинку с пом того же проволочного крючка. затем делаются два оборота коленвала и проверяются метки. Если метки не совпали и на одном из шкивов нужно перекинуть ремешок на зуб, надо ослабить ремень. для этого нужно шестигранником оттянуть натяжной ролик назад. Внимание!!! Перед этим натяните ролик как можно сильнее шестигранником и снимите пружину! Если оттягивать ролик с натянутой пружиной, последяя обязательно растянется! так получилось у меня и моего предшественника, только я, в отличае от дяди Коли, делал СЕБЕ, и, поэтому купил и поставил другую пружину, а вытянутые мной и дядей Колей, естественно, выкинул - невостанавливаемы. В общем, делать всё надо так, чтобы пружинка как можно меньше подвергалась вытягиванию...
Затем, если метки совпали, всё собирается...и здесь я совершил почти роковую ошибку: между зубчатым шкивом на коленвале и многоручейным шкивом ремней генератора и гидроусилителя ставится такая крупная тарельчатая шайба. я, по глупости, спешил, спать хотел, торопился, вырубил мозги - поставил её "тарелкой" внутрь, накинул многоручейный шкив и закрутил болт. когда всё было собрано - машина завелась, 15 сек поработала и заглохла. Попытка завести опять (категорически нельзя было - мазды просто так не глохнут) привела к троению и отдаче двигателя.
Ежу понятно - перескочил ремень, последствия могут стоить тыщ 20..25
Разобрали, выяснили, что неправильно поставленная тарельчатая шайба срезала 5мм по всей длине ремня и на несколько зубов пробуксовал шкив коленвала по ней.
Повторная разборка и сборка заняла меньше времени - ок 2.5 ч, на всякий случай, после установки ремня и роликов, мы поставили опору, накинули крышку ГРМ и сделали пробный пуск двиг - ненадолго, чтобы не перегреть - помпа то не крутилась без ремня.
Всё получилось, клапана не погнуло, Бог миловал!
Итог работы - ровно и практически бесшумно работающий двигатель.
Стоит ли менять ремень своими руками - решает каждый сам для себя. Пересев в мазду с 99-й, полтора года назад, я уверен был, что только спецам доверить можно иномарку. Я и доверял, а потом - только устранял их косяки (были дела и по ходовой) Мазда - вполне ремонтопригодна, по сравнению с девяткой - только труднее бывает подобраться к некоторым узлам, зато - всё конструктивно очень надёжно, все болты крутятся.
Для сравнения: я - автолюбитель, моей квалификации хватало, к примеру, для того, что бы отрегулировать зазоры клапанов в девяточном моторе самостоятельно; дядя Коля - ведущий моторист в нашем городе, специализирующийся на ремонте японских моторов. Никого не хочу обидеть, но в моём случае, в работе мастеров практически всегда вылезала халтура, хотя я не экономил, делал не по дешёвке. ИМХО - мастера, особенно авторитетные - воры и хапуги, машину калечат, суки. Если уж делаете в сервисах - не доверяйте автомобиль, самостоятельно контролируйте ход ремонта, а если в сервисе отказывают в присутствии клиента - разворачивайтесь не думая, вас - разводят. Не даром ведь в рекламный слоган гласит: "Моя мазда - слишком хороша для чужих рук!"
Удачи!