Еще раз. Рассматриваем столкновение двух автомобилей А и Б. Пусть автомобили двигались друг навстречу друг другу с одинаковыми постоянными скоростями, равными v.
Столкновение всего одно. Оно имеет последствия: автомобили как-то повреждены.
Переходим в систему отсчета, связанную с автомобилем А. Теперь мы видим, что будет, если в неподвижный автомобиль А ударит автомобиль Б, движущийся со скоростью 2v. Мы видим, какие повреждения получат автомобили А и Б в случае подобной аварии - это будут те же самые повреждения, что и в случае движения навстречу друг другу с равными скоростями. Ведь мы всего лишь посмотрели на то же самое столкновение из другой системы отсчета.
Раз вы упомянули энергию и импульс, давайте посмотрим на эти характеристики. Для простоты предположим, что массы автомобилей равны m, и произошел абсолютно неупругий удар.
1. С точки зрения неподвижного наблюдателя:
Вложение:
aaa.GIF [2.05 ]
Скачиваний: 294
Суммарный импульс был равен нулю, суммарная энергия Е1+Е2=m*v^2.
После столкновения автомобили неподвижны, импульс нулевой, энергия нулевая. Значит, энергия, равная mv^2, поглотилась при столкновении, поэтому автомобили деформированы.
2. Переходим в систему отсчета (СО), связанную с левым автомобилем. Точнее, не так: переходим в СО, движущуюся вправо со скоростью v1. В этой СО до удара левый автомобиль неподвижен, а правый едет со скоростью 2v.
В данной СО после удара, согласно закону сохранения импульса, оба автомобиля, "склеившись" (ведь у нас абсолютно неупругий удар), поедут влево со скоростью v:
Вложение:
bbb.GIF [3.06 ]
Скачиваний: 298
// И действительно, бытовой опыт говорит, что когда движущийся автомобиль бьет припаркованный, оба продвигаются вперед.
Импульс сохранился, а вот кинетическая энергия стала другой. Разница старой и новой энергии составляет mv^2. Именно эта разница потрачена на деформацию.
Таким образом, в обоих случаях энергия, потраченная на деформацию автомобилей, будет одинаковой. Что, собственно, и изучают на школьной физике в разделе "системы отсчета, относительное движение". Пофиг в какой (инерциальной) системе отсчета находимся, результат один и тот же.
Возвращаясь к нашему примеру: если калина на огромной скорости таранит неподвижную мазду, то да, кинетическая энергия калины весьма велика. Но
1) далеко не вся эта энергия идет на деформацию, потому что после удара обе машины движутся с какой-то скоростью, т.е. после столкновения часть кин.энергии остается
2) совершенно непонятно, почему вы считаете, что энергия тратится на деформацию именно мазды? Она точно так же и калину деформирует.
То, что быстро движущийся или более тяжелый объект получает меньше повреждений, - популярное бытовое заблуждение. Возможно, оно вызвано примерами столкновений легковушек с фурами. Но там все дело в том, что фура тупо гораздо крепче легковушки. Если фуру столкнуть с танком, то от фуры мало что останется.