Опять ХХ на Z5. Только в этот раз победа окончательная.
Вобщем по порядку. Симптомы были стандартные:
Плавают обороты ХХ в пределах 800-500 при включении нагрузки. Без нагрузки стояли как вкопанные - 750, но
стоило включить потребитель, как начаналась пляска, обороты падали до 600 -650 об, потом пытались восстановить
свое положение до 750, причем иногда удачно, а иногда пролетали до 800 и опять падали и так многократно.
С увеличением нагрузки ситуация только ухудшалась. К тому же начал ощущать что машинка стала прожорлевее,
летом ела 7.6-8.5 по городу, а зимой 11-13 что сильно напрягло, прошлый хозяин, а я ему доверяю говорил что больше 10
зимой не ела.
Начитавшись форума начал искать проблему, позвав на помощь Астрала:
1) Был снят и почищен дроссель, а вместе с ним почистил и разобрал Датчик холостого хода.
Никакого криминала при этом в работе агрегатов обнаружено не было. Посмотрели все разъемы с датчиков,
заодно сменили топливный фильтр и поменяли свечи (хотя и старые были гуд). Поискали подсосы воздуха на гофре и
резонаторной камере - все в норме. Выставили обороты с ten-grnd, обнулили комп...
Вобщем Никакого эффекта на ХХ эти процедуры на принесли, кроме как весело провели время и пива попили.
Астрал как и я решили что дело в датчике ХХ или Генераторе чтото из них- глючит, на этом и успокоились.
2) Для борьбы с большим расходом заменил датчик кислорода (лямбду) - расход не уменьшился и обороты так и остались плавать.
Подозреваю что расход так вырос из за постоянного подгазовывания на ХХ, когда обороты пытаются вернуться в норму но не
всегда
Таки зима - темно (фары) и холодно (печка на всю) да плюс еще галогенки.
3) Проверил в сервисе генератор - все в норме, значит остался датчик ХХ. Но новый он дорогой, а взять у кого нить заменить,
попробывать - негде. Да и вдруг не он... уж очень в его устройстве все просто. Да и электромотор датчика ХХ по мануалу проверил,
померил сопротивление - все в норме. До кучи проверил сопротивление датчика ДЗ, ДМРВ, датчика Температуры входящего воздуха..
Работают.
Вобщем опять я пошел по форумам читать все про ХХ.
И вот собственно моя теория..
1.Компьютер (мозги). Считывает инфу с датчиков и поддерживает частоту ХХ, в зависимости от нагрузки
на двигатель, управляя датчиком ХХ и управляя УОЗ.
2. Датчик ХХ - открывая клапан дает доп. воздух в движек, когда на его эл. мотор идет команда мозга. Эл.Мотор датчика - шаговый и
не может плавно открывать клапан ХХ, поэтому для компьютера это грубая регулировка частоты ХХ. И медленная.
3. УОЗ - корректируется мозгами в зависимости от нагрузки на двигатель и оборотов. Это быстрая и точная регулировка ХХ.
Но корректировка УОЗ компьютером имеет пределы (в районе 12-22 градусов по мануалу).
т.е. Компьютер при доп. нагрузке действует следущим способом: пытается помочь двигателю, смещая УОЗ в сторону раннего (быстро).
Если нагрузка велика и смещения УОЗ не хватает для восстановления оборотов, то мозг дает команду датчику ХХ и тот
открывает клапан (грубо регулируя).Затем мозг опять настраивает УОЗ - уже точно и быстро.
кАК вывод - Чтобы мозг эффективно и быстро восстанавливал обороты под нагрузкой, нужно дать компу регулировать УОЗ
в максимальном диапазоне. Когда я у себя померял стробоскопом УОЗ (не замыкая диагностическую перемычку) он был равен 20гр. и для регулировки компу оставалось лишь 2гр , предел
то 22... отсюда и колебания оборотов, комп гонял бедный датчик ХХ, пытаясь подстроится под нагрузку имея в запасе для регулировки УОЗ всего 2 гр.
Отсюда вывод - всего лишь правильно отрегулировать угол опережения зажигания сохранив при этом штатную частоту ХХ.
По сервис мануалу для Z5:
нормальная частота ХХ = 700-800 об. Я для себя решил настраивать 700.
Угол Опережения Зажигания - 5гр+-1. (хотя я встречал и 0гр., но останавливаюсь на 5)
Взял цифровой стробоскоп с возможностью определять частоту ХХ. Думаю подойдет и обычный стробоскоп и цифровой тахометр.
глушу движок, Подключаем стробоскоп и тахометр.
Проверяю без перемычки:
УОЗ = 20гр, обороты ХХ = 700.
глушу движок, замыкаю перемычку ten-grnd, замеряю,
УОЗ = 22гр, обороты ХХ = 700.
На дроселе есть Болт регулировки ХХ обходного канала - регулирует обороты ХХ, и Угол Опережения Зажигания (УОЗ).
При повышении оборотов УОЗ увеличивается, при уменьшении оборотов - УОЗ уменьшается.
Если обороты ХХ не равны 700, надо выставить их в 700, регулировкой винта обходного канала на дроселе, (это уже тема регулировки ХХ
)
затем опять стробоскопом замеряем УОЗ.
у меня УОЗ оказадся очень ранний 22гр (норма 5гр.) , отвинчиваю 2 винта фиксирующих трамблер и потихоничку поворачиваю его "вниз", добиваясь уменьшения УОЗ, до 5гр.
Обороты при этом падают, восстанавливаю их до 700 подкручивая винт обходного канала, и снова мерюю УОЗ стробоскопом.
После пары минут регулировки получаю следущую картину:
с перемычкой - УОЗ = 5гр, обороты ХХ =700.
трамблер сдвинул при этом всего на 2мм!!!!
Теперь самое интересное! глушу движок, Снимаем перемычку заводимся и замеряем обороты и УОЗ:
я получил УОЗ = 2гр и ХХ =700. 2гр - слишком позднее, надо 5.
Раскажу про сам Датчик ХХ. Он имеет регулировку в виде болта. Кручением болта регулируем натяг пружины контактирующей с клапаном внутри и
как следствие обороты ХХ. Вкручиваем - увеличиваем ХХ, выкручиваем - уменьшаем ХХ. Причем на УОЗ он не влияет.
На УОЗ влияет кручение винта обходного канала на дроселе, и он тоже влияет на обороты ХХ.
Ставлю перемычку, завожусь.
Немного ослабляю болт на датчике ХХ -- > обороты ХХ немного падают (до 670), восстанавливаю их до 700 винтом обходного канала.
глушусь, снимаю перемычку, завожусь и мерюю УОЗ. Он немного вырос, на пару градусов. (собственно, чтобы уменьшить его надо крутить болты в обратные стороны)
Нахожу положение болтов , при котором УОЗ без перемычки = 5 гр и ХХ =700.! Все!
Итого имею след. показания:
c перемычкой хх 700 УОЗ 5
без перемычки хх 700 УОЗ 5.....
Все что понадобилось - стробоскоп, электр. тахометр и ключ на 12.
сажусь в салон, обороты = 700, включаю дальний = 710, еще кондер =710, музгн + галогены = 710, свет в салоне - стрелка тахометра как вкопанная,
реакция на потребители молненосная! Провалов нет, колбасы нет. Я сулорожно открываю эл. подъемником одновременно 2 окна - неа.. снизилась на пол милиметра и назад!!!
Проехал.. прет!
ЗЫ Пришел друг, спрашивает, а как так все сбилось..то. И тут я вспомнил, как когдато на моей старой мазде 626 GC мне ставили зажигание..
типа зима, надо пораньше, рукой крутнули трамблер в сервисе, газанули - все ок, с вас 100р.! Вот так.
До сих пор не верю.. Вот - победа! Всего то регулировка.
Пойду пиво пить! За стиль изложения не ругать, если че не понятно, постараюсь объяснить, спрашивайте. Всем удачи в борьбе с ХХ!